Эти шестеро сразу стали родными и оставались с нами в течение десяти лет. «Друзья» были единственной программой о нас. О нас в лучшей одежде, в лучших квартирах и конечно о нас более привлекательных. Но представляя себя модными, молодыми и продвинутыми, мы не отдавали себе отчёта условности телевизионного шоу, за которую его и любят — ведь это кривое и треснутое зеркало. Хотя, если задуматься само время, в котором мы живём — кривое и треснутое.
С самого появления на телеэкранах сериал приобрёл большое количество поклонников и получал главным образом положительные отзывы критиков. «Мегахит», «икона», «обязательный к просмотру» — только некоторые из громких эпитетов сериалу от самых авторитетных изданий США. Канал MTV в своей программе «101 история из 90-х» (англ. The 101 reasons the ’90s ruled) поместил «Друзей» на пятое место в рейтинге наиболее запоминающихся и значимых событий 1990-х годов. Финальный эпизод наблюдал 51.1 млн зрителей в США и это стало 4-м результатом за всю историю американского телевидения (первое место удерживает финал сериала 1980-х «M*A*S*H») В течение 10 сезонов сериал ни разу не опускался ниже 5-го места в рейтинге телеканала по итогам сезона. Актёров исполнивших главные роли зрители чаще называют именами их персонажей.
Помимо актёров точно попавших в образ и талантливых диалогов телеобозреватели ведущих американских изданий отметили интересные особенности выделяющие этот сериал среди всех прочих.
От семейных ситкомов (family sitcom) и комедий положений связанных с работой, к началу 1990-х фокус внимания телевизионных каналов начал смещаться к темам дружбы и свободной любви. «От семейных комедий пригородов (suburb) в мир центра большого города». Классическое построение американского ситкома — главная сюжетная линия и несколько второстепенных. В случае с «Друзьями» можно говорить о нескольких совершенно равноправных сюжетных линиях, так что ни одна из них не доминирует над другими. Аналогично с главными героями — их роли в сюжете совершенно равноправны.
Актёрская игра ведущих, второстепенных и приглашённых исполнителей получила самые положительные оценки. Более того, критики отмечали что актёры профессионально росли с каждым сезоном и дополняли свои образы с каждым сезоном всё новыми деталями.
Присмотритесь к Метту Леблану в почти любой сцене, к его неподдельной манере исполнения, к тому как мысль промелькнувшая в его голове мгновенно отражается на лице. Очень немногие актёры не просто убедительны в роли придурков, но ещё и преподносят разные оттенки образа снова и снова вызывая смех у зрителей.
Лиза Кудроу однако достаточно самокритично отнеслась к актёрской работе и мастерству в сериале считая, что дело тут не в особом таланте, а только в том что она задержалась в памяти зрителей, счастливо опередив других не менее достойных актёров.
Работа сценаристов также получила высокую оценку. Серьёзные капиталовложения в этой части работы над сериалом дали свои плоды. Оригинальные тексты полные подлинного юмора стали ещё одним важным фактором популярности. Такие эпизоды как «Эпизод с двумя вечеринками» («The One With The Two Parties»), «Эпизод, где никто не готов» («The One Where No One’s Ready»), «Эпизод, где Чендлер пересекает черту» («The One Where Chandler Crosses The Line») были названы классикой жанра .
По оценкам специалистов сериал был изначально ориентирован на целевую аудиторию зрителей от 18 до 49 лет. Однако, как отмечали создатели сериала, «это не было шоу для одного поколения — оно было для всех» («it was not a show for one generation. It was for everybody»). Многие из поклонников сериала, тех что относят к Поколению-Х, отождествляли героев с собой и со своей жизнью. Успех во многом был вызван тем, что сериал оказался близок молодым американцам, самостоятельно определяющим моральные ценности и строящим свою жизнь, поколению поздних браков, когда в суете большого города так сложно найти родственную душу. Малоизвестные (на момент выхода) актёры создали привлекательный образ на экране, образ молодости и открытых возможностей будущей жизни. Сериал «об остановившемся мгновении продлившейся молодости» (about arrested development and our desire for an extended adolescence). Поклонников не смущали некоторые логические неувязки, обычные для классических мыльных опер. Например то, что герои в рабочее время постоянно сидят в кофейне, где всегда свободно лучшее место, не задумываясь над тем сколько чашек эспрессо они выпили, или что квартира Моники и Чендлера несуразно велика для явно невысоких доходов персонажей.
Были и негативные отклики. Критик Джон Стюарт («The Daily Show») заявил — Ни разу не видел это шоу — меня от него тошнит. Начиная с восьмого сезона зрители и критики стали отмечать снижение качества диалогов, неестественность сюжетных поворотов звёздной команды, которую руководство студии стремилось сохранить любой ценой. Согласно сценарию четверо из шестерых к 10-му сезону были связаны взаимными узами брака и поддерживать «дружеский» дух сериала уже было слишком искусственным. Количество приглашённых звёзд, появляющихся в сериале, стало превышать разумные пределы, отвлекая зрителей.
Обозреватель сайта theage.com Росс Варнике назвал «Друзей» «сиюминутной комедией» (faddish comedy), успех которой придёт и уйдёт, тогда как настоящие шедевры, такие как «M*A*S*H» или «Отель Башни Фолти» («Fawlty Towers»), останутся в веках. Сериал называли слишком мелодраматичным для комедии, а также продуктом маркетинга созданным в угоду интересам публики.
Характерным для постановки моментом стало то, что её сюжет вневременной, хотя и привязан к вполне чётким временным рамкам, протекая тогда же когда и происходили съёмки. Политические и культурные катаклизмы 1990—2000 годов никак не повлияли на диалоги героев. Даже всколыхнувшие американское общество события 9/11 никак не повлияли на разговоры друзей в Central Perk. Одновременно с этим в диалогах постоянно возникали темы нехарактерные для семейного кино: жизнь нищих и попрошаек, темы суррогатного материнства или лесбийской любви.
Закрытие «Друзей» стало не только окончанием десяти сезонов одного из самых рейтинговых и коммерчески успешных сериалов США, но этапным моментом для всего телевидения. Специалисты говорили о закате целой эры ситкомов, которую принесли финальные эпизоды «Друзей». Великие сериалы 1980—1990 начали постепенно уходить в прошлое. Обозреватель газеты «Washington post» Том Шейлс, в своей статье «Тёплое прощание с „Друзьями“…или с ситкомом?» сделал такое обобщение
Культурное влияние и признание
Сериал «Друзья» — один из наиболее популярных комедийных сериалов 1990-х годов, внёсших свой вклад в поп-культуру, оказавший влияние на английский язык, моду, музыку и экономику. Так, многие шутки стали цитировать. Например, коронная фраза Джо Триббиани, с которой он начинал знакомство с очередной девушкой — «How you doin’?» (аналогов в русском языке не имеет. Буквально: «Как поживаешь?») — эту фразу, повторяя интонацию героя, говорят друг другу при встрече или при попытке познакомиться с девушкой. «Друзья» стали брендом, широко используемым для продвижения фирменной продукции. По мотивам сериала была создана компьютерная игра.
Наиболее близкие по духу и затронутой теме аналоги «Друзей», по мнению специалистов, другие известнейшие американские постановки: «Беверли-Хиллз, 90210», «Сайнфелд» и «Frasier» (en). Сериал «Сайнфелд», ставший важной вехой в истории телевидения, открыл новый жанр ситкома. В нём также была раскрыта тема дружбы и сложных взаимоотношений внутри группы молодых людей, ищущих себя в этой жизни. Семейные отношения и работа уходят на второй план — на переднем плане лёгкие юмористические диалоги, в духе «перебрасывания мяча» (fastball dialogue). Однако он был ближе к жанру stand-up comedy (импровизационное юмористическое выступление со сцены), тогда как «Друзья» относятся скорее к классической мыльной опере. К 1994 году «Сайнфелд» оставался на пике популярности, таким образом зрительская аудитория и творческая группа «Друзей» были хорошо подготовлены к успеху в США.
Феномен «Друзей» и сериала «Сайнфелд» серьёзно повлиял на социологию позволив учёным ввести в научный обиход новый термин «urban tribes» (что приблизительно можно перевести как «городское племя»). Сообщество молодых людей объединенных дружескими узами — те кто только получили высшее образование, живут отдельно от родителей и не зависят от политики и церкви. Их «квази-семьи» такие же как они сами, ищущие на свой страх и риск место под солнцем. В 2004 году американский социолог Итан Уотерс по итогам своих исследований опубликовал книгу «Urban Tribes: Are Friends the New Family?» («Городское племя: Друзья или Новая семья?»).
Исследования первых восьми сезонов филологами Университета в Торонто показали влияние, которое оказал сериал на современный английский язык. Так до сериаопулярными речи вспомогательными словами усиливающими эмоциональную окраску использовались наречия «very» или «really», под влиянием речи героев сериала более популярным стало наречие «so». Причёска Рэйчел, придуманная стилистом Дженнифер Энистон стала популярна у многих женщин и даже получила собственное название «Рейчел».
Дженнифер Энистон — удостоенная премии «Золотой Глобус» за роль Рейчел Грин в сериале. Считается, что она сделала наилучшую карьеру среди всех исполнителей главных ролей.
Сериал повлиял также на культуру употребления и объёмы продаж кофе. Первые кофейни компании Starbucks в Нью-Йорке открылись в тот же год что и начались премьерные показы «Друзей». Иранский бизнесмен Мохтаба Асадин использовал идею и дизайн кафе «Центральная кофейня» решив открыть в 2006 году франшизу Central Perk. Сеть кофейных заведений работает в 32 странах мира, а на открытие первого заведения в Дубаи приехал Джеймс Майкл Тайлер (Гантер), где он немного поработал за стойкой кафе.
Сериал упоминает и цитирует, а также сам вызвал подражания, цитировался и пародировался во многих фильмах и телевизионных передачах. Так в двенадцатом сезоне сериала «Она написала убийство» прямо пародируются «Друзья». Джессика Флетчер расследует преступление связанное с вымышленным сериалом Buds — отсылка к «Друзьям». Появление в «Эпизоде с двумя частями» приглашённых звёзд Джорджа Клуни и Ноя Уайла в роли докторов — прямая отсылка к сериалу «Скорая помощь».
На волне успеха «Друзей» в США и Великобритании появились такие сериалы как «Coupling», «Two Guys, a Girl and a Pizza Place» и другие, оценённые как явное и довольно слабое подражание классике.
Сериал, получив значительную международную популярность, стал также и значимым кросс-культурным феноменом. Во многих странах мира появились клубы и интернет-сайты поклонников сериала. Сериал стал предметом социологических исследований по влиянию иноязычного телевидения в неанглоязычных странах.
Марта Кауфман в интервью иронично отзывалась о многочисленных научных исследованиях посвящённых её детищу: «Мы только хотели создать сериал, который нам будет весело смотреть», а Дэвид Крейн добавил «Это всего лишь шоу».
Финансовая сторона проекта
За съёмку в пилотной серии актёры главных ролей получили гонорар около $20 тыс. Далее с каждым сезоном доходы шести звёзд сериала неуклонно росли достигнув в феврале 2002 года одного миллиона долларов за эпизод. Это не было рекордом: Пол Рейзер и Хелен Хант в 1998 получали $1 млн за эпизод в сериале «Без ума от тебя». Добиться существенного увеличения звёздам удалось после угрозы забастовки и длительных сложных переговоров с руководством студии[66][67]. Согласно оценкам каждый из исполнителей главных ролей, в общей сложности за десять сезонов, заработал около $100 млн.
Расходы Warner Bros. на съёмки одного эпизода к 2002 году составили около $9 млн. При этом права на премьерный показ одного эпизода продавались каналу NBC в 2001 году за ~$7 млн, а начиная с 9-го сезона за $9-10 млн, что было рекордным показателем для американского телевидения на тот момент. В дополнение к этому Warner Bros. продавала права на послепремьерный показ другим каналам в США и остальном мире, что оценивалось в сумму около $4 млн за эпизод (данные 1998 года), за счёт чего и делалась прибыль.
NBC также не оставалась в накладе. Сериал был одной из наиболее востребованных рекламодателями постановок в программе канала. Стоимость 30-секундного рекламного ролика во время последнего эпизода сериала составляла два миллиона долларов США, что стало наивысшим показателем для ситкомов на тот момент. При этом в NBC не рассчитали — прибыль от рекламы не позволила окупить расходы на финальный эпизод. На DVD сериал был также вполне успешен. В первые пять дней после выхода на DVD было продано 500 000 копий. В Великобритании было продано свыше миллиона копий. Также успешно продавалась атрибутика и сопутствующие товары для сериала — футболки, календари, сувениры. Вообще сериал породил среди своих поклонников стремление в коллекционировании полных комплектов DVD дисков всех сезонов с сопутствующей атрибутикой, что ранее было скорее характерно для поклонников научно-фантастических и анимационных постановок. Английский канал Channel 4 закупил в 1999 году права на сериал «Скорая помощь» и «Друзья» за £100 млн. Финансовые аналитики оценили прибыль Warner Bros к 2004 году от сериала примерно в $1 млрд только за первые пять сезонов.
Награды
За десять лет показа сериал получил большое количество номинаций и наград:
Эмми.
Всего сериал выдвигался 44 раза в различных номинациях и завоевал 6 наград.
2003 — Выдающаяся приглашённая актриса комедийного сериала — Кристина Эпплгейт
2002 — Выдающийся комедийный сериал
2002 — Выдающаяся актриса комедийного сериала — Дженнифер Энистон
2000 — Выдающийся приглашённый актёр комедийного сериала — Брюс Уиллис
1998 — Выдающаяся актриса комедийного сериала — Лиза Кудроу
1996 — Выдающаяся режиссёрская работа комедийного сериала — Михаэль Лембек (за «Эпизод после Суперкубка»)
Том Селлек в 2000 году номинировался как лучшая приглашённая звезда на премию «Эмми»
Золотой глобус
2003 — Лучшая актёрская работа в сериале, мюзикле или комедии — Дженнифер Энистон
Награды People’s Choice Awards
2004 — Телевизионный комедийный сериал
2004 — Телевизионная актриса — Дженнифер Энистон
2003 — Телевизионный комедийный сериал
2003 — Телевизионная актриса — Дженнифер Энистон
2002 — Телевизионный комедийный сериал
2002 — Телевизионная актриса — Дженнифер Энистон
2001 — Телевизионный комедийный сериал
2001 — Телевизионная актриса — Дженнифер Энистон
2000 — Телевизионный комедийный сериал
2000 — Телевизионная актриса — Дженнифер Энистон
1999 — Телевизионный комедийный сериал
1995 — Новый телевизионный сериал
Награда Гильдии Актёров
2000 — Выдающаяся работа актрисы в комедийном сериале — Лиза Кудроу
1996 — Выдающаяся работа в «ансамбле» в комедийном сериале
Статья 'Значение и признание' с вязана с сериалом
Друзья
/ Friends