В 1993 году продюсеры Дэвид Крейн, Марта Кауфман и Кевин Брайт объединились в одной фирме, которая продолжила сотрудничество с телевизионным отделением империи Warner Bros. — Warner Bros. Television. Крейн и Кауфман учились в Университете Бранделс в Уолтхене, Штат Массачусетс, а позже совместно работали уже около 16 лет, имели авторитет и их работы были замечены телевизионной критикой. Сериал «Dream On» (en) уже четвёртый сезон шёл на канале HBO. Работа шла по классической для американского телевидения схеме разделения труда. Идея и предварительный сценарий готовится продюсерами, обычно это независимая компания. Сериал на своей производственной базе снимает специализирующаяся на этом процессе компания (production company) — Warner Bros. Television и затем продаёт права на него сетям кабельного телевидения, например NBC. Сам процесс продажи прав на премьерные и послепремьерные показы сериала имеет достаточно сложную структуру и называется syndication (en).
В начале года, Крейн и Кауфман пребывали в определённом творческом кризисе. В 1993 году их ситком «Семейный альбом» («Family Album») после шести пилотных серий был закрыт на канале CBS по причине низкого рейтинга. Наряду с другими авторами, в сезон, когда телевизионные каналы готовят сетку вещания на следующую осень, они начали работу над материалами трёх новых телепрограмм для каналов NBC и ABC. Около ста продюсерских команд представили на рассмотрение отборочной комиссии production-компаний свои проекты. Среди прочих разработок сериалов, в декабре 1993 года руководству Warner Brothers Television, также был презентован семистраничный макет ситкома с рабочим названием «Кафе Бессонница» («Insomnia Cafe»).
Главные герои проекта — молодые жители («двадцать с чем то») Нью-Йорка, только закончившие колледж, ищущие место в жизни и регулярно встречающиеся в маленьком кафе. Идея была предварительно одобрена и принята в работу, так как попала на благодатную почву. Руководство компании в это время искало новинки для оживления эфира, где преобладали классические семейные сериалы, такие как «Cheers» (en), время которых подходило к последнему сезону. Дэвид и Марта сели за сценарий пилотной серии, рабочее название постановки изменилось на «Друзья как мы» («Friends Like Us»). В марте предварительный вариант сценария пилотной серии был готов и название сменилось на «Шестеро одиночек» («Six of One»)
В общей сложности продюсеры потратили около шести месяцев на разработку персонажей. Хотя сценарий не был готов, руководство канала NBC, только познакомившись с предварительными материалами, сразу сообщило авторам о готовности снять пилотную серию. Это говорило о высокой заинтересованности в постановке — обычно кабельный канал дожидается окончательного сценария. Новый ситком, как планировалось, должен был занять место в четверг вечером, в недельной сезонной сетке вещания. Уже тогда было решено, что он будет транслироваться в 20:30 между двумя «хитами» NBC — сериалами «Сайнфелд» и «Без ума от тебя» («Mad About You».). Далеко не каждой передаче так улыбалась удача — соседи должны были обеспечить хороший старт новичку. Предполагалось, что целевая аудитория сериала «молодые-взрослые» (young-adults) горожане и тексты затронут темы интересные им. Летом 1994 года началась подготовка к съёмкам нового сериала и название окончательно сложилось как «Друзья».
Подбор актёров
Как только весть о новом хите Warner Brothers для канала CBS распространилась в американской творческой среде актёры и их импресарио немедленно начали предлагать свои услуги. Первым кандидатом на главную роль, без отбора, стал Дэвид Швиммер. Собственно роль Росса Геллера писалась «под него». Он уже хорошо зарекомендовал себя как талантливый телевизионный и театральный актёр и создатели сериала не сомневались, что он справится.
Всех остальных актёров отбирали через многоуровневый отбор. Процесс начался в первой неделе марта 1994 года, ещё до того как продюсеры закончили писать сценарий пилотных эпизодов. На каждую из пяти оставшихся позиций друзей комиссия по отбору получила свыше тысячи резюме. Из них было отобрано около 75 кандидатов, которые получили короткий текст примерно на восемь строк и были приглашены на прочтение роли перед отборочной комиссией, в которую входили вице-президенты Warner Brothers Мунвес и Миллер. В конце месяца в короткий список попало уже не более четырёх кандидатур на место, которые уже были представлены руководству канала NBC. Окончательный выбор исполнителей ролей Моники, Джоуи, Рэйчел, Фиби и Чендлера остался за ними. Подбор актёров для «Друзей» у Крейн и Кауфман не был единственным проектом — одновременно шёл поиск исполнителей для другого сериала, который они готовили для канала ABC.
Дженнифер Энистон, Кортни Кокс, Мэттью Пери, Мэтта Леблана, Лизу Кудроу нельзя назвать новичками. Имена их были известны только специалистам, хотя у них уже был опыт и серьёзные работы. В том числе и у Кортни Кокс, статус которой с оговоркой можно было назвать звёздным после «Семейных уз» («Family Ties») и комедии « Эйс Вентура: Розыск домашних животных».
В апреле 1994 года актёры собрались для первого общего чтения сценария. Ещё на этапе отбора продюсеры предложили Кортни Кокс роль Рэйчел, но сама Кортни решила, что для неё более подходит персонаж Моники Геллер.
Съёмки пилотной серии
Съёмки пилотной серии, момента истины в судьбе сериала, — прошли в мае 1994 года. 8 часовой материал (4 камеры по 2 часа) был обрезан при монтаже до 22 мин и комиссия канала NBC в лице Дона Олмейера, главы отделения West Coast entertainment operation — приняла работу.
По итогам серии «Эпизод, где Моника берёт новую соседку» канал NBC заказал у компании Warner Brothers Television 12 серий, для показа в 1994 году, в дополнении к пилотной. В случае зрительского успеха NBC должен был заказать ещё 9 серий на полный сезон. Таким образом окончательного одобрения со стороны руководства канала получено ещё не было. В истории были примеры, когда после первых неудачных шести серий остальные даже не доходили до эфира, хотя и были готовы. Но в случае «Друзей», как вспоминали создатели, магия и предчувствие успеха исходили уже от предварительных материалов. Режиссёром пилотной серии (и впоследствии 11 серий первого сезона) стал Джеймс Барроуз, опытный специалист, известный по своим работам в сериалах, в частности в популярном ситкоме «Cheers» (en) и «The Hogan Family» (en). Съёмки первого сезона сериала начались в 5-м павильоне студии Warner Broth. в Бербанке.
Съёмки сериала велись перед аудиторией, которой на предварительных этапах раздавали сценарий сериала чтобы им было легче воспринимать сюжет. Среди зрителей немедленно проводились опросы в фокус-группах по темам, которые представлялись руководству канала NBC спорными. Так, например, по сюжету в первом же эпизоде Моника порывает с парнем, сразу после того, как она в первый раз с ним переспала. Опрос зрителей однако показал, что такое поведение героини не кажется им «оскорбительным».
Когда съёмки были в разгаре руководство NBC неожиданно предложило сменить темы диалогов, оценив первые отснятые материалы как скучные. Было рекомендовано сделать героев старше, а основное место встреч перенести из кафе в ресторан — то есть приблизить к уже хорошо зарекомендовавшему себя сериалу «Сайнфелд». Также продюсерам предложили придерживаться классического построения ситкома: в каждом эпизоде одна главная сюжетная линия и несколько второстепенных. Крейн и Кауфман в противоположность придерживались иной схемы — три сюжетных линии равного значения. В результате переговоров продюсерам удалось в главных моментах отстоять свои замыслы.
Премьерный показ первого эпизода состоялся 22 сентября 1994 года. Первый же эпизод не обманул ожиданий отметившись высокими показателями зрительского рейтинга, собрав, по оценкам, у экранов около 22 млн зрителей. Вопрос о продолжении съёмок сериала был решён.
Работа над сериалом
Здание на углу Бедфорд Стрит и Гроув Стрит в районе Гринвич-Виллидж, где проходит основное действие сериала
«Друзья» с первого же сезона заняли место главного сериала телеканала NBC, в ключевое время — в четверг вечером. Уже в 1995 году, по итогам первого сезона, сериал «Друзья» был номинирован на премию Эмми в 9 категориях, собирая в среднем по 20 млн зрителей за эпизод. Начиная со второго сезона съёмочная группа переехала в павильон № 24, где творческий коллектив и трудился вплоть до десятого сезона (сейчас павильон носит имя сериала, который в нём снимался).
Это был напряжённый период в жизни его создателей. Как вспоминал Кевин Брайт, в это десятилетие обычным графиком для него были 60—80 рабочих часов в неделю. Оформив базовую идею и пилотную серию, Крейн и Кауфман передали разработку сценария специально нанятой группе молодых писателей возрастом до 40 лет. Большей частью диалоги писали сценаристы, но актёры также делились своими идеями, которые попадали в окончательный вариант. В начале каждого нового сезона продюсеры совместно с авторами прорабатывали наиболее важные ходы и далее продюсеры тщательно рецензировали работу сценаристов. Изначально авторами планировалось, что красной нитью через сюжет пройдут романтические взаимоотношения между Джоуи и Моникой, впоследствии эта затея была пересмотрена и её заменила история Росса и Рейчел. Такие важные сюжетные линии непосредственно влияли на популярность сериала и требовали пристального контроля со стороны продюсеров. Например, когда в конце 7-го сезона тема отношений Чендлера-Моники стала исчерпывать себя, снижая рейтинг, немедленно был введён поворот сюжета связанный с беременностью Рейчел.
Обычно непосредственно на съёмки одного эпизода уходило около 6-12 часов времени и 30 тыс. футов плёнки. Процесс мог затянуться, когда происходили переделки из-за изменений сюжета происшедших в последний момент. Отдельные эпизоды были достаточно сложными с точки зрения постановки и декораций. Так эпизод «Эпизод в Вегасе» («The One in Vegas»), на самом деле, полностью снимался в студии, хотя у зрителя могло создаться впечатление, что съёмочная группа выезжала в Лас-Вегас. Отснятый материал обрезался при монтаже до примерно 22 минут — стандартной длины серии. Съёмки велись перед аудиторией из 300 человек. Однако, над ключевыми эпизодами, в которых происходил серьёзный поворот сюжета, работала ограниченная съёмочная группа и снимались они при пустом зале чтобы сохранить интригу.
Важным элементом работы стала тщательная проработка мелочей. Центральная Кофейня — один из немногих съёмочных павильонов с «улицей» из настоящего асфальта. Это позволяло добиться более реалистичного звука в уличных сценах. Картины, висящие в Центральной Кофейне, менялись каждые 3 эпизода. Художественный отдел вывешивал там работы местных и иностранных художников. Некоторые художники создавали работы специально для сериала.
В сериале уже с первого сезона появляется большое количество приглашённых звёзд. «Эпизод после Суперкубка» («The One After the Superbowl») второго сезона стал рекордсменом среди всех эпизодов сериала. Аудиторию примерно в 53 млн зрителей собрал у экранов актёрский ансамбль приглашённых звёзд первой величины Брук Шилдс, Крис Айзек, Джулия Робертс, Жан-Клод Ван Дамм, Фред Уиллард, Дэн Кастелланета.
Фактически состав тех актёров, что стали постоянными героями определился в первый же сезон. После первого же эпизода прошла только одна существенная замена — исполнительница роли Кэрол, бывшей жены Росса, Анита Бэррон не устроила продюсеров своей игрой и её, вплоть до конца, заменила Джейн Сиббет.
В 1998 году творческая группа выехала в командировку в Лондон, где должны были сниматься эпизоды четвёртого сезона. Как отмечали авторы, на их памяти это уникальный случай, когда съёмочная группа американского сериала вылетала бы за границу. Одной из причин была дань уважения многочисленной армии поклонников в Великобритании, где канал Channel 4 транслировал премьерные показы сериала. «Друзья» и «Скорая помощь» стали одними из наиболее популярных сериалов NBC в Великобритании.
Исполнители главных героев сериала вели себя по принципу «один за всех и все за одного». Как бывает в хорошей команде — «сумма получилась больше чем каждая отдельная часть». Обозреватели отмечали, что в ходе работы над сериалом у шести звёзд внутри коллектива ни разу не было отмечено трений или серьёзных разногласий. Сплочённость помогла в тяжёлые моменты дискуссий с руководством канала, когда дело дошло до забастовки. Известны примеры, когда боссы крупнейших студий США вели себя беспощадно со звёздами, которые пытались диктовать им свои условия. В данном случае солидарность шестёрки привела к положительному для них исходу. Статус всех актёров главных ролей поднялся до высших пределов в голливудской табели о рангах. Хотя из-за слишком коллективистского подхода актёры не досчитались индивидуального признания — по мнению критиков, премий за исполнительское мастерство могло быть и больше.
Место действия
Основные события сериала развиваются в квартирах Моники и Чендлера, в которых в разное время жили все главные герои сериала. Эти квартиры расположены в одном доме, друг напротив друга. Их номера — 19 и 20 (в первых эпизодах — 4 и 5). В этом же здании, или где то недалеко, находится «Центральная Кофейня», где друзья регулярно собираются, чтобы выпить кофе и поговорить. Известно, что в прошлом на месте Кофейни находился бар.
Считается, что этот дом находится в Нью-Йорке по адресу: улица Бедфорд, 90 (англ. 90 Bedford Street).
Периодически в кадре также появляются квартиры Росса, его бывшей жены, Кэрол Уиллик, позже новой квартиры Росса (бывшей квартиры Голого мужика) и Фиби (адрес 5 Morton Street apartment 14 она называет в 7 сезоне серия 15 — улица в 3-х кварталах от Бедфорд ст.).
Несмотря на то, что основное действие сериала происходит в Нью-Йорке (район Гринвич-Виллидж), в этом городе не было снято ни одного кадра с участием героев, но в некоторых сериях имеют место отдельные сцены на натуре. Съёмки сериала проходили в павильонах компании Warner Brothers в штате Калифорния. Знаменитый фонтан, показанный на заставке сериала, также находится на территории студии.
Завершение
После 8-го сезона поклонники сериала стали отмечать, что шоу стало терять свой блеск, несколько ухудшилось качество диалогов и главные сюжетные линии исчерпали себя. В съёмочной группе между актёрами и менеджментом стали всё чаще возникать разногласия. Новые сериалы Survivor (CBS) и ER(NBC) начали теснить «Друзей» с верхних строчек рейтинга. В СМИ стала проникать информация о том, что этот или следующий сезон станут последними.
К тому времени все ведущие актёры были уже вполне востребованы в классическом кинематографе и их карьера не зависела от продолжения сериала. Из-за того что они были заняты в различных собственных проектах в последнем сезоне вместо 24 было снято 18 серий. Актёры и творческая группа сериала с искренним сожалением, глубоко эмоционально[29], расставались со своими героями. «Это намного более серёзная потеря, нежели я думала, — вспоминала Лиза Кудроу, — я осветила свою душу, чтобы суметь сыграть Фиби».
Последние два эпизода сериала снимались в январе 2004 года и транслировались 6 мая 2004 года в 22:00. Финалу предшествовала двухчасовая ретроспектива самых интересных моментов шоу, а после эпизодов состоялось интервью с актёрами в живом эфире на знаменитом диване в «Центральной кофейне». По оценкам маркетингового агентства Nielsen Company аудитория финального эпизода, который поставил все точки над i в романтических взаимоотношениях Росса и Рейчел привлек около 51.1 млн зрителей в США и 10 млн в Великобритании. Около 3000 зрителей наблюдали эпизод на улице с большого уличного экрана, который был установлен на Times Square в Нью-Йорке. Для многих фанатов заключительная серия, где, оставив ключи на столе герои покидают квартиру, воспринималась не как комедия, а как драма.
После закрытия
Завершение сериала стало концовкой целой эпохи для канала NBC и для всего американского телевидения. Работа над «Друзьями» вывела шестерку исполнителей главных героев на самый верх голливудской иерархии. До того малоизвестные актёры вошли в число самых высокооплачиваемых звёзд, стали востребованы в кино, телевидении и в театре. По оценке журнала «Forbes», в 2004 году Дженифер Энистон стала самой влиятельной медиазвездой в мире. Даже замужество Энистон — её брак с Брэдом Питтом, один из самых известных голливудских брачных союзов, журналисты ведущих изданий расценили, как последствия телевизионной карьеры актрисы. Крейн и Кауфман продолжили работу над продюсированием сериалов, но уже в штате Warner Bros. Кевин Брайт, поучаствовав также в создании сериала «Джоуи», перешёл с 2006 года на преподавательскую работу.
Популярность сериала приносит плоды много позже после закрытия, при повторных показах. Сериал закупили свыше 100 кабельных каналов США и регулярно ими транслируется. Критик еженедельника Variety Джон Демпси объяснял это отсутствием других сериалов-блокбастеров на телевизионном рынке. В 2005 году права на повторный показ сериала вплоть до 2011 года были проданы сети Nick and Nite за $200 млн. Канал TBS в 2005 году также продлил лицензию на показ «Друзей» на 5 лет заплатив $275 тыс. за каждый эпизод.
Саундтрек
Продюсеры привлекли для написания оригинальной темы в сериале музыкантов группы «The Rembrandts». Фила Солем и Дэнни Уайлд написали песню специально для сериала. «I'll Be There for You» («Я буду рядом с тобой»), ставшая хитом после того, как сериал вышел на экраны, и впоследствии перезаписанная и переизданная в обновлённом варианте. На композицию был снят клип с участием героев сериала. Перезаписанная композиция достигла 17-й позиции в чарте Billboard Hot 100 и 1-го места в чарте «Adult Contemporary». Аудиодиск с композициями из сериала достиг статуса Gold в США (было продано 500 тыс. копий).
Лиза Кудроу всего исполнила в сериале около 25 песен. «Драный кот» (Smelly cat) приобрёл самостоятельную известность и стал популярным интернет-мемом.
В 1995 году издательство WMA выпустило альбом, содержащий саундтрек к сериалу: «Друзья: Оригинальный Саундтрек». В 1999 году вышел второй сборник: «Вновь Друзья» (англ. Friends Again).
Статья 'Создание сериала «Друзья».' с вязана с сериалом
Друзья
/ Friends